Нарушение сна у детей


Нарушения сна
Как их выявить и почему так важно их лечить

Перевод — СДВГ мама

Сон – это основная деятельность мозга в начале жизни. До двух лет ребенок спит 10000 часов (около 14 месяцев) и бодрствует в течение 7500 часов. На протяжении этих двух лет мозг достигает 90% своих зрелых размеров, а ребенок добивается впечатляющих успехов в речи, познании мира, самовосприятии, социальном, эмоциональном и физическом развитии.

И большую часть времени, в течение которого происходит это значительное развитие, мозг спит. Между двумя и пятью годами время сна равняется времени бодрствования. Таким образом до школы ребенок больше времени проводит во сне, чем в социальном взаимодействии, исследовании окружающего мира и другой деятельности.

Сон важен для развития и деятельности, иначе он не сохранился бы в процессе эволюции. На стадиях глубокого сна (во время дельта-волн) исчезает восприятие окружения и реакция на внешние раздражители. Это состояние подвергало наших предков опасности, но, несмотря на это, сон сохранился в процессе эволюции. Значит, он жизненно необходим. Сон – это не просто отдых для тела и мозга. Спокойное лежание без мыслей не заменит сон.

Сон связан с «биологическими часами» организма. Ко сну относятся два основных ритма:
Циркадианный ритм – цикл сна и бодрствования, который длится около суток (подробно рассматривается в параграфе о времени).
Ультрадианный ритм – цикл различных фаз сна. Этот ритм меняется на протяжении ночи и длится в среднем около часа у младенцев и около полутора часов у детей и взрослых. Между фазами сна происходит неощутимое пробуждение. Обычно мы просыпаемся 5-7 раз за ночь, переворачиваемся с боку на бок и продолжаем спать, даже не осознавая этого.

Сон делится на две основные фазы: парадоксальный сон, называемый также сном с быстрыми движениями глаз (или REM-сон), и сон без быстрых движений глаз (или NREM-сон), который в свою очередь делится на 4 стадии.

На третьей и четвертой стадиях NREM-сна есть длинные волны мозга, называемые дельта-волнами. Тогда и происходит самый глубокий сон. Длина дельта связана с продолжительностью бодрствования человека перед сном, и она увеличивается и углубляется вследствие недосыпания. Детям присуще большее количество глубокого дельта-сна, максимум дельта-сна появляется в возрасте от трех до шести лет. Затем в течение жизни это количество уменьшается, и у многих взрослых вообще отсутствует дельта-сон.

Нарушение сна у детей

Дельта-сон наступает через один-три часа после засыпания. Во время дельта-сна детей трудно разбудить. Когда их будят, они находятся в состоянии тумана и дезориентации. Частичное затуманенное пробуждение, такое как хождение во сне и ночные кошмары, появляется во время дельта-сна и поэтому обычно происходит через час-два после засыпания.

REM-сон характеризуется быстрыми движениями глаз, усиленной мозговой деятельностью и очень низким мышечным тонусом. Уровень кортикальной деятельности – как во время бодрствования. Во время REM-сна младенец беспокоен, его дыхание прерывисто, пальцы двигаются короткими и быстрыми движениями, глаза быстро бегают со стороны в сторону, его лицо подергивается или он улыбается. В отличие от дельта-сна, когда человека будят во время RE М-сна, он быстро просыпается. REM-сон наступает каждые 60-90 минут. Самые длительные и интенсивные периоды REM-сна – те, когда температура тела опускается до минимума, — приходятся приблизительно на пять часов утра.

Если разбудить взрослого в течение REM-сна, высока вероятность того, что он расскажет о сновидении. Если его разбудить на другой стадии сна, такая вероятность очень мала. Большая часть REM-сна происходит во второй половине ночи, и поэтому ужасные сны обычно снятся под утро.

Младенцы проводят много времени во сне со сновидениями: в первые недели жизни – около половины времени сна, т.е. 8 часов в сутки. По мере роста время сна со сновидениями уменьшается и увеличивается время спокойного сна и бодрствования. Ребенок постарше проводит около одного-двух часов в сутки во сне со сновидениями. В отличие от взрослых и старших детей, у младенца сразу после засыпания начинается сон со сновидениями. Во время сна со сновидениями мозг ускоренно работает, иногда даже сильнее, чем при бодрствовании. Возможно, это содействует созреванию мозга человеческого младенца. Чем менее развитым рождается животное, тем больше времени оно проводит во сне со сновидениями. Животные, которые рождаются с незрелым мозгом, как, например, крысы и коты, поначалу проводят много времени во сне со сновидениями (80-90% времени сна). По мере созревания мозга время сна со сновидениями значительно уменьшается (20-30%). Животные, которые рождаются с созревшим мозгом, проводят мало времени во сне со сновидениями, и в процессе развития это не изменяется.

Сновидение служит для обработки информации. Несозревший организм младенца нуждается в длительном времени для обработки информации. Продолжительность сна со сновидениями напрямую связана с количеством информации, полученной накануне. Кроме того, если помешать сну со сновидениями, т.е. будить человека каждый раз, когда он входит в стадию этого сна, новый учебный материал не воспринимается.

Нарушение сна у детей

В возрасте двух-трех лет ребенок видит короткие сны, которые включают в себя малые эмоциональные выражения и не имеют сложного сюжета. Чаще снятся животные, реже – родители или другие ведущие образы. Многие сны заняты потребностями ребенка (например, голод или жажда) или другими его желаниями. Во многих снах детей и взрослых появляются события и переживания, которые произошли незадолго до сна.

Есть различие между страшным сном и ночными кошмарами:
Ночные кошмары. дети просыпаются посреди ночи с плачем, учащенным пульсом и дыханием и в поту. Во время пробуждения они не реагируют на окружение, а утром ничего не помнят. Ночные кошмары связаны с напряжением и недосыпанием. Они появляются во время глубокого сна, а не сна со сновидениями.
Страшные сны. дети просыпаются посреди ночи с плачем и испугом и рассказывают о страшном сне. Эти дети регируют на присутствие родителей, успокаиваются и обычно помнят сон.

Новорожденные спят в среднем около двух третей суток, но в целом есть большие расхождения – от девяти и до двадцати одного часа в сутки.

В первые месяцы жизни стремительно протекают два параллельных процесса развития: общее время суточного сна укорачивается, и сон сосредотачивается в один длительный период ночью. Трехнедельные дети спят в среднем 16 часов в сутки, а период самого длительного непрерывного сна – 3,5 часов. Самое длинное непрерывное бодрствование – 2 часа. В полгода дети спят около половины суток, а период самого длительного сна – 5 часов ночью. На этом этапе, кроме ночи, ребенок спит еще два раза днем. Годовалые дети спят 13,5 часов в сутки, из них 11 часов – ночью и два коротких сна днем. Трехлетние дети спят 10,5 часов ночью и 1,5 часа днем. В 18 лет взрослым требуется 8 часов ночью. Дневной сон у взрослых зависит от их образа жизни. Подростки должны спать днем, даже если они достаточно спят ночью. Несмотря на увеличенную потребность подростков во сне, они страдают от недосыпания.

Время укладывания спать на ночь не всегда соответствует реальной потребности детей во сне. Как уже сказано выше, многие подростки страдают от недосыпания. Обнаружено, что ученики первого класса идут спать на час раньше учеников шестого класса. На протяжении первых школьных лет можно наблюдать увеличение усталости в течение дня, а в шестом классе отмечено частичное недосыпание у многих детей.

Время сна (ночной сон)

Вопреки субъективному мнению родителей, новорожденные с самого начала спят больше ночью, чем днем. В течение суток они спят промежутками по 4-6 раз. Периоды бодрствования короткие, они служат для кормления.

Как сказано выше, в первые месяцы происходят два процесса: общее время суточного сна укорачивается, и сон сосредотачивается в один длительный период ночью. Эти взаимосвязанные процессы приводят к тому, что сон становится по преимуществу ночным: это биологический и приобретаемый социальный процесс.

Концентрация сна ночью связана с созреванием мозга. Для новорожденных, которые родились на более поздних сроках беременности, характерен более зрелый, спокойный сон. У недоношенных детей формы сна и бодрствования менее развиты. Формы их сна и бодрствования соответствуют их сверстникам по сроку беременности. Другими словами, ребенок, родившийся на полтора месяца раньше срока, будет похож на ребенка полутора месяцами младше него.

Нарушение сна у детей

В биологическом процессе важную роль выполняет гормон мелатонин. Мелатонин вырабатывается шишковидной железой, в основном в ночное время, а при сильном свете задерживается (как у дневных, так и у ночных животных). Мелатонин отвечает за передачу данных о продолжительности ночи и дня и тем самым обеспечивает информацией о временах года. Когда ночь укорачивается, наступает зима. Животные размножаются по временам года. В курятниках применяют сильное освещение, чтобы имитировать лето и таким образом увеличить количество снесенных яиц. У женщин прием мелатонина в больших дозах подавляет овуляцию. Мелатонин помогает иммунной системе и, возможно, имеет отношение к депрессии через его связь с серотонином.

У слепых детей иногда развиваются нарушения сна из-за того, что в их мозг не поступает информация о свете и темноте. Прием искусственного мелатонина помогает лечению расстройства сна у слепых.

В первые месяцы жизни мелатонин вырабатывается мало и непериодически. К шести месяцам происходит постепенное и значительное увеличение производства мелатонина. Тогда и формируется более четкое восприятие времени суток, когда пик выработки мелатонина приходится на ночь. Уровень выработки мелатонина достигает высшей точки в возрасте 4-6 лет. Потом начинается постепенное снижение вплоть до старости.

Сон пожилых людей схож со сном младенцев. Им трудно спать всю ночь, но зато они дремлют днем. Нарушения сна у пожилых связаны с низким уровнем мелатонина. В этом случае может помочь применение искусственного мелатонина.

У младенцев, у которых выработка мелатонина носит более зрелый характер, схема сна-бодрствования также более зрелая. Чем выше у ребенка уровень мелатонина вечером, тем раньше он идет спать. Младенцы, у которых нарушен процесс выработки мелатонина, страдают нарушениями сна.


С точки зрения познавательного поведения – взаимодействие с родителями днем и ночью различно. Ночью родители нетерпеливы и настроены решительно. Они заботятся о тишине и темноте. Иногда нарушения сна появляются по причине родительской непоследовательности. Например, когда из-за ревности старшего брата мать предпочитает уделить ребенку больше времени ночью; или когда отец возвращается с работы после того, как ребенок уже заснул, но готов охотно поиграть с ним посреди ночи. Подобное поведение побуждает детей бодрствовать ночью, чтобы поиграть с родителями. Многие родители придерживаются ошибочного мнения, что ребенок должен несколько раз есть посреди ночи, даже если ему уже 10 месяцев. Когда с ребенком играют, кормят, занимаются с ним продолжительной и разнообразной деятельностью посреди ночи, это пооощряет его бодрствовать ночью и тем самым вызывает нарушения сна. Со временем родители умнеют, и поэтому первые дети в семье спят менее спокойным сном, по сравнению с их младшими братьями. Образование родителей также взаимосвязано с качеством сна их детей. Возраст родителей влияет на время отхода ко сну: молодые родители укладывают детей спать раньше.

Можно постепенно изменить время укладывания ребенка (нельзя делать резкие перемены, т.к. организм привык засыпать в определенное время). Легче сдвинуть время сна на более поздние часы, чем наоборот.

У маленьких детей гормон роста выделяется преимущественно во сне и в основном – в первой половине ночи, в которой сконцентрированы стадии глубокого сна. Серьезное нарушение сна приводит к нарушению роста. Когда лечат дыхательные нарушения у ребенка и вследствие этого улучшается сон, происходит также ускорение роста (дыхательные расстройства вызывают особо тяжелые нарушения сна).

На протяжении жизни, когда ритм роста снижается, мы нуждаемся в меньшем количестве сна. В подростковом возрасте, когда ритм роста ускорен, подросткам нужно спать больше.

Критерии нарушения сна в DSM-IV – это в основном жалоба на неспособность заснуть или оставаться спящим, когда нарушение сна причиняет страдания или наносит вред в социальной, профессиональной или в другой важной жизненной сфере. Эти критерии очень субъективны, нет четкого определения критериев нарушения сна. Определение, которым пользуется доктор Ави Саде, — это пробуждение более двух раз в течение ночи или менее 90% сна на протяжении ночи.

По сообщениям родителей, 20-30% детей до трех лет страдают нарушениями сна. В более старшем дошкольном возрасте меньше, но все же немало детей страдают нарушениями сна.

Наиболее распространенные нарушения сна у детей – это трудности засыпания и неоднократное пробуждение ночью.

В полгода большинство младенцев способны спать ночью по крайней мере 5 часов без перерыва и нуждаются в коротком сне еще два раза днем. Большинство младенцев просыпаются за ночь два раза и быстро засыпают вновь. Ребенок, который просыпается более двух раз за ночь и не может снова заснуть, скорее всего, страдает нарушением сна.

Нарушение сна может выражаться по-разному. Обычно ребенок зовет родителя перед сном или ночью, когда он нуждается в нем, чтобы заснуть. Иногда можно заметить особую усталость, которая проявляется в безразличии и сонливости ребенка, или, напротив, – в повышенной активности, нервозности и беспокойстве (резвится, вскакивает, ноет. ). Накапливаемое недосыпание может привести к дефициту внимания, непослушанию, нервозности и неспособности ребенка вести себя в рамках приличия.

Существуют физиологические проблемы, такие как остановка дыхания, которые вызывают нарушение сна. В подавляющем большинстве случаев нарушение сна не вызвано физиологическими проблемами, и короткое психологическое вмешательство – максимум 1-4 встречи с родителями – полностью решает проблему сна.

Остановка дыхания во сне. остановки дыхания во время сна, приводящие к короткому пробуждению (несколько секунд) много раз за ночь. Во многих случаях проблема сопровождается храпением ребенка во сне.

Движения ног. нервное расстройство, которое приводит к периодическим движениям ног и очень мешает нормальному сну.

Нарушения биологических часов. расстройства, вызванные нарушением механизма, ответственного за сон и бодрствование. Нарушения биологических часов встречаются редко, обычно это воспитательно-поведенческая проблема. Бывают следующие нарушения биологических часов:
— Биологические часы отстают: склонность засыпать поздно ночью и спать в утренние часы.
— Биологические часы спешат: склонность засыпать очень рано и просыпаться засветло.
— Беспорядочные часы: склонность засыпать и просыпаться в разное время в разные дни.

Ночные хождения. дети встают и ходят во сне с открытыми глазами. Обычно эти дети не помнят утром о том, что происходило с ними ночью.

Детская усталость не обязательно проявляется в замедлении деятельности, расслаблении и сонливости, а иногда наоборот – в заметной активизации деятельности, нервозности и чрезмерной подвижности. Некоторые проблемы поведения, характерные для усталого ребенка, соответствуют образцам поведенческого расстройства.

У младенца, который страдает нарушением сна, обычно есть и другие поведенческие проблемы. Матери малышей с нарушением сна описывают их как плаксивых, докучливых, назойливых, чувствительных к различных раздражителям, плохо адаптирующихся к разным ситуациям, по сравнению с младенцами, не имеющих проблем со сном.

Исследования в группе детей школьного возраста обнаружили связь между нарушениями сна и проблемами поведения и адаптации.

Возможно, у ребенка, который от рождения склонен к проблемам поведения, из-за последних развивается нарушение сна. Вероятно, нарушения сна могут привести к тому, что ребенок будет нервный и нетерпеливый и его будет сложнее лечить. Возможно также, что родительская модель усугубляет и нарушение сна, и поведенческие проблемы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

По статистике, существует взаимосвязь между нарушением сна и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Кроме того, недосыпание и усталость вызывают симптомы, схожие с СДВГ.

У взрослых нарушения сна или недосыпание прежде всего негативно влияют на внимание. Исследуемые, которые страдали от недосыпания, реагировали медленнее и совершали больше ошибок в заданиях, требующих продолжительного внимания. У младенцев обнаружили, что проблемы со сном связаны с трудностью сосредоточиться длительное время на игре или другой деятельности и с отвлекаемостью. У плохо спящих школьников также есть проблемы с продолжительным вниманием.

Склонность к отвлекаемости напрямую связана с нарушениями сна. Младенцы со сверхчувствительностью к сенсорным раздражителям (шум, температура, вкус, цвет) склонны развивать нарушения сна. Чтобы заснуть, ребенок должен отключиться от внешнего окружения и прекратить реагировать на людей, шум, свет и температуру, а также на внутренние раздражители, такие как боль, неудобство и голод. Ребенку, который с рождения чувствителен к любому раздражителю, внешнему или внутреннему, тяжело отключиться от окружающих его раздражителей.

Есть доказательства того, что недосыпание может вызвать гиперактивное поведение. Даже когда мы, взрослые, пытаемся бодрствовать, мы усиливаем деятельность, двигаемся на месте и становимся нетерпеливыми. На обследование может прийти гиперактивный, нервный и нетерпеливый ребенок, тогда как причиной всего этого может быть нарушение сна.

Существует взаимосвязь между сном и умственным развитием. Как уже сказано выше, обработка информации и внесение ее в память происходят во время сна со сновидением. Дети с учебными расстройствами и нарушениями в развитии, при которых нарушены познавательные способности, чаще страдают сильными нарушениями сна. Обнаружено, что низкая учебная успеваемость связана с недостаточным или плохим сном. Найдена связь между показателями сна у новорожденных в их первый день в больнице и их оценками по тесту Бейли в полгода [Прим. переводчика: тест Бейли определяет показатели ментального и психомоторного развития ребенка ]. Другие обследования обнаружили связь между тяжелыми нарушениями сна, в основном теми, что вызваны проблемами дыхания, и нарушениями умственного развития и низкой академической успеваемостью.

Депрессия и тревожность

Нарушения сна являются чувствительным критерием проблем общей адаптации у детей и взрослых. Нарушения сна связано с напряжением и тревожностью, депрессией и трудностями адаптации – настолько, что входят в число их диагностических критериев.

Взаимосвязь между эмоциональными расстройствами и нарушениями сна сложна. Эмоциональные расстройства приводят к нарушениям сна, наряду с этим недосыпание влияет на контроль над эмоциями и вниманием. Усталость связана с нервозностью, низким порогом отчаяния и неустойчивым настроением. Проблемы сна являются частью диагностики эмоциональных расстройств, тревожности и посттравматического расстройства.

Сильная усталость и апатия могут быть определены как депрессия, тогда как на самом деле они вызваны недосыпанием. В таком случае проблема сна ошибочно диагностируется как признак депрессии, в которой находится ребенок. В литературе описаны случаи подобной ошибочной диагностики, при которых только после лечения нарушения сна исчезло также состояние, схожее с депрессией.

Парадоксальным образом, многие исследования продемонстрировали, как недосыпание побуждает деятельность и улучшает настроение у тех, у кого диагностировали депрессию. Когда они восполняли недостающие часы сна, депрессия возвращалась.

Есть взаимосвязь между сном и перевозбуждением, когда в состоянии перевозбуждения невозможно уснуть. Возбуждение появляется в ответ на угрозу, требование, напряжение или эмоциональное состояние. Эволюция привела к тому, что напряжение вызывает сильное возбуждение, препятствующее сну. Нарушение сна в данном случае служит целям выживания человека. Однако, со временем желание спать усилится и переборет силу воли и возбуждение. Изменения во сне и нарушения сна в ответ на напряжение и травму отмечены у младенцев, детей и подростков.

Сон, чувства и внимание взаимосвязаны одной системой регуляции. В младенчестве потребность во внимании и бодрствовании минимально, поскольку безопасность и защиту ребенка обеспечивают взрослые. Исследования, в которых участвовали подростки и взрослые, свидетельствуют о двух формах сна в ответ на напряжение: первая – это беспокойство, нервозность и шумливость, сопровождаемые перевозбуждением и трудностями засыпания. Вторая форма – это регрессия, снижение активности, уединение и продолжительный сон.

Что касается первой формы нарушения сна – сон является наиболее чувствительным барометром состояния напряжения и страхов. Каждому знакомы проблемы засыпания перед важным экзаменом или волнующим событием. Родители обычно не принимают во внимание то, что напряжение негативно влияет на сон ребенка. Когда ребенок плохо спит, они чаще ищут причину в болезни, температуре, зубах, голоде и т.п. Однако исключительные события и перемены в привычном образе жизни ребенка нарушают его сон. Необходимо проверить вместе с родителями наличие таких перемен, как то: новая няня или напряжение, которое переживают родители.

Другая реакция на напряжение – это продолжительный глубокий сон. Например, после обрезания младенцы спят особенно спокойным глубоким сном.

Отход ко сну – это существенное расставание между ребенком и родителями. Часто в этом процессе проявляются проблемы: либо потому что в разные периоды у ребенка формируется страх перед расставанием по причинам, связанным с его развитием, либо потому, что у многих родителей есть свои трудности в этом процессе. Страх перед расставанием появляется в возрасте 8-10 месяцев. Многие родители рассказывают о нарушении сна вследствие расставания, например, в случаях смены няни или возвращения матери на работу.

Дети в возрасте от двух до пяти лет, у которых родился младший брат (или сестра), быстрее засыпали и дольше спали, когда их мать была в роддоме. Несмотря на это, они чаще просыпались и плакали в течение ночи. Исследование, которое изучало сон младенцев и детей, чьи матери были на научных конференциях, обнаружило нарушение показателей сна у тех детей, для которых это было первое существенное расставание. Эти дети мало спали и много плакали. По возвращении матери сон стал прежним. У детей, матери которых часто бывают в отъезде, не было отмечено влияние отсутствия матери на исследуемые показатели сна.

Умение самостоятельно засыпать во многом связано с умением самостоятельно успокаиваться и быть одному. Умение быть одному относится к внутреннему ощущению ребенком уверенности и независимости.

Младенец лучше спит вблизи от родителей. Уже в первые дни жизни новорожденные, которые спят в палате с матерью, меньше плачут и спят спокойнее и дольше тех младенцев, которые спят в палате для новорожденных. Совместный сон младенца и родителей отвечает на взаимную потребность близости и уверенности. В первый год жизни, видимо, совместный сон в одной постели – это нормальное явление, которое прекратило свое существование в западном обществе. Обнаружено, что в первый год жизни дети спят лучше в постели с родителями. Однако для более старших детей это уже запутанная ситуация. Немало детей таким образом становятся свидетелями интимной жизни родители. И наоборот, есть дети, которые служат «средством избежания интима», из-за проблем в интимных отношениях родителей.

Маленькие дети часто пользуются при засыпании «переходными» вещами или действиями. «Переходной» вещью может быть мишка, пустышка, одеяло или любая другая вещь, к которой ребенок привязан и которая помогает ему успокоиться. «Переходные» действия – это, например, укачивание ребенка, которое является средством его успокоения. Ребенок учится самостоятельно воспроизводить подобные движения с целью успокоиться перед сном.

Дети успокаиваются в ответ на звуки или колебания, похожие на сердцебиение или на дыхание матери. Младенцы ритмично сосут пустышку в ответ на напряжение. Ритмичное сосание помогает им успокоиться. Большинство детей использут ритмичные движения на определенном этапе их жизни в процессе засыпания. Иногда их активность настолько сильна, что это беспокоит родителей. Обычно рекомендуется позволить ребенку пользоваться этими методами самоуспокоения, но позаботиться о его безопасности. Например, подложить что-то мягкое в том месте, где ребенок стучит головой.

Раньше принято было считать, что нарушения сна проходят со временем, не оставляя следа. Сегодня известно, что нарушения сна могут быть продолжительными и иметь негативное влияние на ребенка и его семью.
Если не лечить нарушения сна, это может привести к накоплению недосыпания, которое негативно скажется на жизнедеятельности ребенка в течение дня и может также повлиять на его физическое, эмоциональное и умственное развитие.
Нарушения сна часто связаны с проблемами внимания, поведения и учебы, например: беспокойство, гиперактивность, непослушание, упрямство, раздражение. Такое поведение может вызвать проблемы адаптации в учебно-воспитательном заведении, и зачастую их не связывают с проблемами сна.
Нарушения сна могут также привести к хронической усталости, которая проявится в безразличии, отсутствии интереса к окружающему, усталости и вялости (что может быть ошибочно диагностировано как депрессия).

Лечение нарушений сна имеет большое значение и для семьи. Просыпающийся ребенок будит своих родителей, нередко как раз перед фазой их глубокого сна или сна со сновидениями. В результате родители страдают от недосыпания. Это приводит к повышенной раздраженности, нетерпеливости по отношению к ребенку и другим детям, сильной усталости и напряжению. Родителям сложно сосредоточиться на учебе или работе. Нарушения сна у детей могут сопровождаться напряженной атмосферой в семейных отношениях и нанести огромный вред профессиональной и общественной деятельности родителей.


Похожие статьи:
Комментарии

↑ Наверх