Детское пособие с 1 июля 2016 года
Содержание статьи:
Детские пособия с 1 июля 2016 года: изменения и размеры
В связи с увеличением МРОТ изменился размер детских пособий с 1 июля 2016 года. Каковые новые размеры детских пособий? Нужно бухгалтеру производить перерасчет уже назначенных пособий? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Вводная информация
Детскими пособиями принято считать выплаты, которые неразрывно связаны с рождением детей.
Большинство из таких пособий обязан выплачивать работодатель своим работникам. К таким пособиям можно отнести:
- пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- пособие по беременности и родам.
При этом заметим, что в некоторых в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам. См. «С 1 июля к пилотному проекту ФСС присоединятся ещё 6 регионов ».
Если в организация или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия, то работодателю следует знать размеры пособий в 2016 году, в том числе, размер детских пособий с 1 июля 2016 года .
Индексация пособий в 2016 году
Государство ежегодно индексирует некоторые «детские» пособия, а именно: при рождении ребенка; за постановку на учет в ранние сроки беременности; минимальные размеры пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Пособие по беременности и родам не индексируется.
Однако в 2016 году законодатели решили не индексировать пособия с 1 января 2016 года, как это делалось прежде. Поэтому, если ребенок родился, допустим, в январе 2016 года, то пособие при рождении полагалась выплатить без индексации.
Чиновники предусмотрели индексацию на 7% только с 1 февраля 2016 года (ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ). В связи с этим, получилось, что в январе 2016 года был один размер пособия, а с 1 февраля – другой. Приведем размеры в таблице.
Размер в январе 2016 года
Размер с 1 февраля 2016 года
Стаж меньше шести месяцев
К началу отпуска по беременности стаж женщины может быть меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, когда это первое место работы женщины. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами — в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.
При расчете пособия при стаже меньше шести месяцев бухгалтеру следует использовать МРОТ, действующий в месяце декретного отпуска. То есть, если отпуск начался в июне 2016 года, закончился в октябре, то в целях ограничения суммы пособия в июне нужно опираться на МРОТ в размере 6204 рублей, а в июле, августе, сентябре и октябре — 7500 рублей.
Максимальное дневное пособие за каждый месяц бухгалтеру нужно рассчитывать по такой формуле:
Если мы говорим, допустим, про декрет в июле, то максимальное дневное пособие в этом месяце составит 241,94 (7500 руб. / 31 дн.), поскольку в июле 2016 года 31 календарный день. При этом МРОТ следует умножить на районный коэффициент, если он применяется в регионе (части 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
При стаже меньше 6 месяцев, бухгалтеру требуется сравнить два дневных пособия: которое рассчитано исходя из фактической зарплаты и из МРОТ. И выбрать меньшую величину. Поясним на примере.
А.С. Петрова с 8 июня 2016 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 25 ноября 2016 года (всего 140 дней). В расчетном периоде с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заработка у нее нет. Страховой стаж — 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.
Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применяется на начало декретного отпуска (то есть, в июле). Средний дневной заработок составит 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Соответственно, дневное пособие составит 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%).
Максимальное дневное пособие, в зависимости от количества календарных дней, следующее:
- июле, августе и октябре — 241,94 руб. (7500 руб. / 31 календ. дн.);
- сентябре и ноябре — 250 руб. (7500 руб. / 30 календ. дн.).
Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска:
- 246,58 руб. > 241,94 руб.;
- 246,58 руб. < 250 руб.
Получается, что за июль, август и октябрь бухгалтер должен рассчитать пособие из максимального, а не фактического заработка, то есть из 241,94 рубля (в этих месяцах период декрета – 86 дней). А вот за сентябрь и ноябрь (54 дня декрета) для расчета следует принять среднедневной заработок (246,58 рублей), поскольку он не превышает максимального дневного пособия. В итоге, общая сумма пособия составит 34 122,16 руб.(241,94 руб. × 86 дн.) + (246,58 × 54 дн.)
Пособие по уходу за ребенком с 1 июля
Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Как мы уже сказали, с 1 февраля 2016 года минимальные пособия по уходу за ребенком следующие (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42):
- 2908,62 рублей – на первого ребенка;
- 5817,24 рублей — на второго и последующих детей.
Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер детского пособия с 1 июля 2016 года на первого ребенка применять не следует. Дело в том, что до 1 июля МРОТ никак не влиял на минимальное детское пособие. Когда МРОТ был 6204 рубля, рассчитывать пособие из этой суммы было бессмысленно — оно получалось меньше 2908,62 руб. (6204 × 40% = 2481,60).
Однако ситуация изменилась. Минимальный размер детского пособия по уходу за первым ребенком с 1 июля 2016 года составляет 3000 руб. (7500 руб. × 40%). При этом использовать новое значение можно только если отпуск начался 1 июля 2016 года или позже. «Минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не изменилась. Она, по-прежнему, составляет 5817,24 рублей и после 1 июля.
Минимальное пособие по уходу за ребенком
с 1 февраля 2016 года



