Сумма декретных выплат по беременности и родам
Новый порядок назначения и начисления пособия по беременности и родам, вступивший в силу с 1 января 2011 года, предполагает использование утвержденного Правительством РФ правила расчета размера выплат на основе величины средней заработной платы по итогам двухлетнего периода, предшествующего году выхода в декретный отпуск, или с учетом установленной величины минимального размера оплаты труда (МРОТ, с 1 июля 2016 года установленный в размере 7500 руб.
).
Выплаты полагаются всем работающим женщинам, которые оформляют уход в декретный отпуск. Данное пособие выплачивается единовременно суммарно. за весь отпускной период.
Общепринятой, стандартной продолжительностью отпуска считается 70 календарных дней до родов, в случае многоплодной беременности — 84 дня, а также 70 дней после родов, за исключением возможных осложнений родов — 86 дней, или при рождении более одного ребенка — 110 дней.
Начисления производятся на основании предъявленного больничного листа. который необходимо оформить беременной женщине на акушерском сроке 30 недель беременности.
Помимо больничного листа, в бухгалтерию, по месту работы, необходимо предоставить составленное заявление. Начисляется пособие в течение 10 календарных дней, со дня обращения в его получении, и выплачивается в ближайшую дату выдачи заработной платы.
Содержание статьи:
Как рассчитать декретные выплаты?
Согласно внесенным поправкам в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». с 1 января 2011 года изменился порядок расчета среднего заработка, величина которого используется для расчета декретных выплат .
Принимая во внимание вступившие в силу изменения, сумма декретного пособия рассчитывается исходя из величины заработка, начисленного за 2 полных календарных года, предшествующих году выхода в декрет, разделенного на число календарных дней за исключением следующих периодов:
Если женщина до наступления беременности работала в нескольких организациях, она имеет право оформить пособие во всех местах трудовой деятельности. Однако в дальнейшем, ежемесячные выплаты на ребенка будут осуществляться только одной организацией, размер которых исчисляется исходя из средней заработной платы.

Согласно вступившим в силу нововведениям в законодательную базу, для расчета выплат по беременности и родам. ежемесячных пособий по уходу за ребенком действует следующая формула начисления:
начисленный за 2 предшествующих полных календарных года заработок необходимо разделить на 730 (или на 731 в случае, если один год в рассматриваемом периоде выпадает на високосный). Полученный средний дневной заработок не должен быть меньше минимального дневного заработка, устанавливаемого из МРОТ (6204 руб. с 1 января и 7500 руб. с 1 июля 2016 года ).
Сколько платят в декретном отпуске?
Размер декретных пособий при уходе в соответствующий отпуск с места работы получается путем умножения полученного среднего дневного заработка:
Минимальный размер декретных
В соответствии с этим минимальный размер пособия по беременности и родам в 2016 году, учитывая величину среднего дневного заработка, рассчитанную по МРОТ, составляет:
- 34520,55 руб. — при обычных родах (140 дней);
- 38465,75 руб. — при осложненных родах (156 дней);
- 47835,62 руб. — при многоплодной беременности (194 дня).
Максимальная сумма декретных
Максимальный размер пособия ограничивается величиной среднего заработка, с которого производятся взносы на социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством (так называемая «страховая база» ).
Хотя в 2016 году ее размер и составляет 718 000 руб. при расчете пособия берется страховая база за два предыдущих года — 2014-й и 2015-й:
- 248 164,38 руб. — при обычных родах;
- 276 526,03 руб. — при осложненных родах;
- 343 884,93 руб. — при многоплодной беременности.
Оплата декретных безработным
Нормами действующего законодательства предусматриваются выплаты пособия по беременности и родам и пособия при постановке на учет на ранних сроках беременности следующим категориям безработных :
- Женщины, уволенные в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, в связи с:
- ликвидацией организаций;
- прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) ;
- прекращением полномочий частными нотариусами или прекращением статуса адвоката;
- прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Декретное пособие для данных категорий граждан устанавливаются в минимальном фиксированном размере (с 1 февраля 2016 года — 581,73 руб. в месяц).
Декретные пособия устанавливаются по месту обучения и выплачиваются в размере стипендии .
В дополнение к перечисленному, данным категориям безработных (а также лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) полагается:
Отдельным категориям неработающих размер данного пособия устанавливается в величине 40 процентов среднего заработка по предыдущему месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения (но не менее 2908,62 руб. при уходе за первым ребенком и 5817,24 руб. — за вторым и последующими, и не более 11634,50 руб. с 1 февраля 2016 года):
- уволенные в период отпуска по уходу за ребенком граждане (матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком);
- уволенные в период отпуска по беременности и родам матери, указанные в п. 1 представленного выше перечня .
Более подробно о декретных выплатах неработающим по предусматриваемым в законе категориям граждан можно узнать в отдельной статье .
Декретные при рождении и по уходу за ребенком
- Женщины, вставшие на учет к гинекологу в поликлинику или женскую консультацию до 12 недели беременности, имеют право на получение единовременной помощи величиной 581,73 руб. — при условии предъявления соответствующей справки из медицинской организации о ранней постановке на учет будущей мамы.
- В дополнение к этому одному из родителей (матери или отцу) по месту работы выплачивается также единовременное пособие при рождении ребенка. составляющее с 1 февраля 2016 года 15512,65 руб.
- При завершении декрета производится расчет отпуска по уходу за ребенком с правом получения ежемесячного пособия до 1.5 лет — в размере 40% от средней заработной платы, но не ниже установленной законом минимальной суммы — 2908,62 руб. на первого ребенка и 5817,24 руб. — на второго и последующих.
Следует знать, что при рождении одновременно нескольких детей указанные выше производятся на каждого ребенка (первого, второго и последующих). Условием получения является предъявление в бухгалтерию по месту работы справки о рождении (оригинал), полученной в ЗАГС, а также справки с места работы второго родителя о неполучении единовременного и ежемесячного пособия .
Пример расчета декретного отпуска в 2016 году
Рассмотрим ситуацию, когда женщина уходит в декретный отпуск в январе 2016 года сроком на 140 дней (нормально протекающая беременность и роды без осложнений).
В этом случае при установлении декретных выплат (пособия по беременности и родам. по уходу за ребенком ), с учетом утвержденных правил расчета будут приниматься во внимание доходы за полные 2014 и 2015 годы:
- Доход за 2014 год составил:
- заработная плата — 150000 руб.;
- отпускные — 14000 руб.;
- больничные — 6000 руб. (14 дней).
- Доход за 2015 год:
- заработная плата — 200000 руб.;
- отпускные — 17000 руб.;
- больничные — 3000 руб. (5 дней).
Располагая вышеизложенными данными, можно рассчитать размер устанавливаемых декретных выплат, используя формулу:
- пособие по беременности и родам:
(150000 + 14000 + 200000 + 17000) / (365 + 365 – 14 – 5) × 140 = 75021,10 руб. - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:
(150000 + 14000 + 200000 + 17000) / (365 + 365 – 14 – 5) × 30,4 × 0,4 = 6516,12 руб.
Поскольку полученные значения пособий выше их предусматриваемого минимального размера и не превосходят максимальные суммы выплат на 2016 год, к начислению по месту работы или напрямую в ФСС будут приняты именно они. А родителям останется только дождаться перечисления денежных средств.





